?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ТРИ АДМИРАЛА

спасатели ВМФ http://yuvit.mylivepage.ru
ТРИ АДМИРАЛА
Элиазар Лейбович
                                                 ТРИ АДМИРАЛА  
         В истории ЭПРОН – АСС было три человека, которые внесли, по моему мнению, наибольший вклад в их становление и развитие. Они были неординарными людьми своего сурового времени. Я расскажу о трех контр-адмиралах - Фотии Ивановиче Крылове,
Александре Алексеевиче Фролове и Николае Петровиче Чикер.
        Мне выпала удача служить под непосредственным началом этих выдающихся офицеров и право называть себя их учеником.
  Фотий Иванович Крылов с 1932-го по 1943 г. был начальником легендарного ЭПРОН и Аварийно-спасательного управления ВМФ, а с 1943-го по 1946 г. — начальником Речного аварийно-спасательного управления — Главного управления подводных работ.
         Бывший простой рядовой матрос Балтики, активный участник революции Ф.И. Крылов в 1919 г. - заместитель начальника Петроградского военного порта, а с 1920 г. — на ответственных должностях на водном транспорте. В 1932 он назначается начальником ЭПРОН. В этой должности Ф.И. Крылов проявил себя выдающимся организатором аварийно-спасательного и судоподъемного дела в стране, создав из ЭПРОН мощную единую организацию, завоевавшую в стране и за рубежом широкую известность. Легендарные операции по спасению на Севере судов «Малыгин», «А. Сибиряков», подъему «Садко» и многие другие выполнялись непосредственно под руководством Ф.И. Крылова и были широко известны в стране, как в более позднее время полеты космонавтов.          Это был крепкий духом человек, его, отличали простота в обращении, отвращение к позе, умение заражать людей, энергией и волей к победе.
      В тяжелый период блокады Ленинграда 1941-1942 гг. Ф.И. Крылов остался в осажденном городе и возглавил небольшую оперативную группу, в которой довелось работать и мне. Всю осень 1941 г. Ф.И. Крылов был с нами на Ладожском озере, через которое шла единственная водная, а затем ледовая трасса, связывающая блокированный Ленинград со страной. Волею военной судьбы на мысе Осиновец, где стоял маяк, строился временный порт. 
      Гибли в результате непрерывных бомбежек авиации противника корабли и суда. И здесь всюду, на подводно-технических работах, на причалах, на спасаемых и поднимаемых судах можно было видеть небольшую энергичную фигуру человека в кожаном реглане — Ф.И. Крылова, личным примером, бодрой фразой поддерживающего боевой дух личного состава. Свой флаг Ф.И. Крылов держал на спасательных кораблях СК «Водолаз» или СК «Сталинец», которые ежедневно выходили в море для оказания помощи аварийным кораблям, поврежденым авиацией и артиллерией немцев.
       В сентябре 1941 г., в период командования Ленинградским фронтом маршала Г.К. Жукова, войска армии осуществляли десантную операцию на реке Нева в районе Невской Дубровки. Ф. И. Крылов был старшим морским начальником на переправе. С раной на ноге, на костыле боевой адмирал, по пояс в воде обеспечивал спасение людей, переправу танков, давая всем нам пример мужества, бодрости духа и высокого воинского мастерства.
      Всю тяжелую блокадную зиму Ф.И. Крылов выезжал на объекты спасательных и судоподъемных работ. Его человечность запомнилась навсегда. Этот уже немолодой человек делился с нами своим продовольственным пайком, который адмиралам доставляли с Большой земли самолетом, заставлял брать ложку и есть вместе с ним кашу или суп. Эти его душевные качества хорошо описал известный писатель А. Фадеев, который зимой посетил Ленинград, был нашим гостем в Главном управлении ЭПРОН на набережной Красного флота в доме 34, где мы все жили на казарменном положении и угощали А. Фадеева, как он пишет, «водолазным спиртом и весьма скромной закуской».
      В июне 1942 г. Ф.И. Крылов приехал в Москву, сдав дела вице-адмиралу А.А. Фролову, да, да, тому самому знаменитому
ученику академика Крылова, талантливейшему кораблестроителю и организатору проектирования и строительства лучших Советских кораблей бувшему председателю НТК ВМФ.
       Фролов оказался идеальным преемником Ф.И. Крылова. Причина по которой он был понижен в должности была обычной для того времени. Война застала его в Берлине, где он занимался поставками вооружения ВМФ. Там он фашистами был посажен в тюрьму. В начале 1942 г, через посольство СССР в Швеции, которое возглавляла А.М. Коллонтай, он был обменен на немцев, вернулся в Москву, но на прежнюю должность начальника Главного управления кораблестроения ВМФ и председателя НТК назначен не был, а вступил в должность начальника АСС ВМФ. 
      За долгое время нахождения в этой должности он фактически заново создал аварийно-спасательную службу ВМФ и превратил её в мощную, авторитетную, слаженную и эффективную службу решавшую самые сложные задачи военного и мирного времени.
     Начало 1943 г. явилось периодом коренного перелома в Великой Отечественной войне, когда наша армия перешла в наступление по всем фронтам. Все реки — Волга, Днепр, Дон, Западная Двина, Висла, Дунай, Неман — шли параллельно линии фронта. Для всех фронтов возникла настоятельная необходимость иметь военно-морскую организацию на водных бассейнах. В этих целях в составе наркомата ВМФ было создано Речное аварийно-спасательное управление, возглавить которое, было поручено Ф.И. Крылову. 
        Начальниками отделов в этом управлении были назначены капитаны 1 ранга Н.А. Максимец, В.М. Регистер, К.Г. Гурвич, В.Н. Алюнов, С.Н. Федоров и Э.Е. Лейбович. 
       По мере наступления фронтов Советской Армии на водных бассейнах формировались управления и отряды. И здесь Ф.И. Крылов был организатором, душой всех сложных задач, которые приходилось решать в ходе тяжелой войны с немецким фашизмом. Редко его можно было видеть в Москве, да и нам всем приходилось нелегко. Район действии охватывал западные территории СССР, Польшу, Чехословакию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Австрию, Прибалтику. Последняя оперативная группа во главе с Ф.П. Крыловым работала в Берлине.
        В 1946 г. Ф.П. Крылов ушел в отставку и в 1947 г. от своей застарелой болезни (сахарного диабета) скоропостижно скончался в Москве. Его похороны возглавил вице-адмирал А.А. Фролов. Прах контр-адмирала Ф.П. Крылова был с воинскими почестями перевезен в Ленинград и там похоронен.
       Николай Петрович Чикер основную часть своей сознательной жизни посвятил ЭПРОН — АСС. После окончания в 1936 г. Ленинградского кораблестроительного института он был направлен для прохождения службы в Каспийскую экспедицию ЭПРОН, где проявил себя незаурядным корабельным офицером и хорошим организатором. В 1938 г. служил в Балтийской экспедиции ЭПРОН. 
        В 1939 г. Николай Петрович, по ходатайству академика А.И. Крылова, который видел в нем незаурядного специалиста-инженера, поступил учиться в Военно-морскую академию, которую и закончил в 1942 г. 
       Летом этого года мы с ним впервые встретились в Москве в Аварийно-спасательном управлении ВМФ, которое размещалось в бывшем Управлении строительства Дворца Советов на Волхонке. 
      Николай Петрович был начальником отдела аварийно-спасательных работ, служил в этом управлении и я. С тех пор возникла наша длительная, правда, с перерывами, дружба, которая закончилась с уходом Николая Петровича из жизни. 
       В 1942 г. бригадой авторов, которую возглавлял Николай Петрович, была создана «Справочная книга по аварийно-спасательному, судоподъемному и водолазному делу». Написали мы эту книгу за месяц-полтора, не более, когда по предложению Николая Петровича вице-адмирал А.А. Фролов перевел нас на «оргпериод» без права выхода из здания. В 60-е годы под руководством Н.П. Чикера мы написали второй справочник «Специалист АСС ВМФ». В обоих случаях Николай Петрович был организатором и мозгом творческого коллектива. В период 1948—1956 гг. Н.П. Чикер был заместителем начальника НИИ АСС и сделал многое для его становления и развития. В это же время, в 1949—1950 гг., он возглавил работы по подъему лайнеров на Балтике у побережья Германии. Эти работы по постановке крупнотоннажных судов на ровный киль и их подъему выполнялись по проектам, разработанным на основании идей Н.П. Чикер. 
      За разработку и коренное усовершенствование методов подъема крупнотоннажных судов группа специалистов во главе с руководителем Н.П. Чикер была удостоена Сталинской премии за 1950 г.
    Большой период деятельности Николая Петровича связан с Черноморским флотом. Сразу после освобождения Крыма, а затем и остального Черноморского побережья, возникла задача подъема большого количества затопленных кораблей и судов, а следовательно, разработки проектов судоподъема. Для этих целей под Москвой в г. Зеленодольск под руководством Н.П. Чикер было создано проектное бюро, между собой мы именовали его "шарашкой". 
        В 1944 г. сначала в Новороссийске, а затем в Бахчисарае действовало проектная группа от этого бюро. Основу этой группы составляли специалисты ЭПРОН, находящиеся в заключении. Возглавлял группу бывший главный инженер ЭПРОН Т.И. Бобрицкий, который был необоснованно репрессирован в 1937 г. 
      За подъем лидера "Ташкент", осенью 1944 года, Т.И. Бобрицкий был освобожден из заключения, в последствии оправдан и в звании капитана 1 ранга служил в 40 НИИ АСС ВМФ. Вот этот филиал Зеленодольской «шарашки», возглавляемой известным в те годы капитаном 1 ранга инженером Храмцовым, и разрабатывал в Бахчисарае проекты подъема судов.
       29 октября 1955 г. — в Севастопольской бухте в результате подводного взрыва опрокинулся и затонул линейный корабль «Новороссийск». В январе 1956 г. Н.П. Чикер назначили командиром экспедиции особого назначения ЭОН-35 по подъему линкора. Генеральный план подъема корабля был разработан Н.П. Чикер. Он был руководи¬телем всех работ на линкоре, включая его перевод из Севастопольской бухты в бухту Казачья. Мне выпала удача быть одним из помощников Николая Петровича в этом деле. 
       В августе 1957 г. на Черном море на глубине 83 метров затонула подводная лодка М-351 проекта А-615. Работы по спасению подводной лодки выполняло спасательное судно «Бештау». На него прибыли командующий Черноморским флотом В.А. Касатонов и сопровождающие его адмиралы и офицеры. Но настолько был велик авторитет Чикера, что главнокомандующий ВМФ приказал найти Н.П. Чикер (он ехал в поезде Ленинград—Мурманск) и самолетом доставить на место аварии. Через 15 часов после аварии подводной лодки Н.П. Чикер прибыл на СС «Бештау», вступил в непосредственное руководство спасательными работами. За 84 часа М-351 была поднята с полным составом экипажа.
       В мае 1959 г. ему было присвоено звание контр-адмирал. Н.П. Чикер продолжал свою работу на самых трудных участках спасательных работ. В 1962 г. под его руководством подняты две аварийные подводные лодки на Северном флоте. В успехе уникальных работ по подъему в 1969 г. в Баренцевом море с глубины 200 метров подводной лодки С-80 с использованием СПС «Карпаты» — большая доля сил, знаний и опыта Н.П. Чикер.
       В 1963 году, после неоправданного объединения ВФ и АСС ВМФ Н.П. Чикер был назначен заместителем начальника этой организации и прослужил до увольнения в запас по возрасту в январе 1972 года. Весь этот период был насыщен энергичной работой на флотах, заботами о проектировании и строительстве новых типов спасательных судов, подводных аппаратов, спасательной и водолазной техники. Плоды этой работы видны и сейчас.
        Жизнь этого обаятельного человека, строгого к себе, внимательного и отзывчивого к людям, высококультурного и грамотного морского офицера, большого труженика и безупречного семьянина, была непростой.
     Николай Петрович Чикер родился 9 августа 1910 года в семье фельдшера, в поселке Сиверская близ Ленинграда. Окончив школу, рабфак, он сочетал работу на заводах с учебой в институте, который сумел окончить с оценкой «отлично». Затем длительные годы жизни, полной тяжелых физических и моральных нагрузок, на авариях, других работах в морях, служба в ЭПРОН — АСС. 
       Были и личные невзгоды — Николай Петрович и верная подруга всей его жизни Надежда Андреевна потеряли единственного сына Юрия в 35-летнем возрасте.
      Не обошли Николая Петровича и невзгоды сороковых годов. Родная сестра Николая Петровича в 1941 году вместе с «другом» народным артис¬том СССР Печковским ушла к немцам, и, будучи его аккомпаниатором, выступала в городах Германии и на оккупированной фашистами территории СССР. Николай Петрович, в этом еще раз проявилась его безукоризненная порядочность, не отрекся, а усыновил тогда сына сестры, своего племянника. Что это значило в то время, известно: недоверие, задержки в назначении на высшие должности, многое другое. Но ничто не сломило Николая Петровича Чикер. Он всегда оставался в центре событий, был энергичен и открыт, вел активную научную и общественную работу.
      Н.П. Чикер был другом и заместителем знаменитого И. Кусто по международной федерации подводной деятельности, членом ЦК ДОСААФ двух созывов, членом редколлегии издательства «Судостроение». Автор книги «Служба особого назначения», ряда трудов и статей по аварийно-спасательному делу. С 1974 г. — бессменный председатель президиума Совета ветеранов АСС ВМФ.
       Запомнился его последний, 75-летний юбилей в августе 1985 г., когда сотни коллег и учеников Николая Петровича участвовали в его чествовании в зале ЦКБ «Малахит», затем в 40-м НИИ. А на следующий день было — обильное застолье в родной Сиверской. За столом сидел юбиляр — красивый, с гордо посаженой головой человек, немного смущенный, но с ясным, полным ума взглядом. Его окружали друзья — ученые, адмиралы, главные конструкторы, кораблестроители, родные.
       Николай Петрович Чикер скоропостижно скончался 9 октября 1989 г. в возрасте 79 лет, где и родился — в поселке Сиверская под Ленинградом. 
       По морям и океанам плавают два мощных спасательных судна «Фотий Крылов» и «Николай Чикер» как память о двух выдающихся организаторах аварийно-спасательного дела нашей Родины - России, людях, достойных поклонения.


http://yuvit.mylivepage.ru/wiki/1275/380

Latest Month

December 2008
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner